Накротическая зависимость у подростков…

Психотерапевтическая атмосфера

Все это нередко вызывает подозрения в тайном приеме наркотика. Но поспешные выводы здесь опасны, так как, вероятно, приведут к нарушению психотерапевтической атмосферы во всем учреждении. При невозможности лабораторного подтверждения вопрос решается наблюдением в течение 1—2 сут.

Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые пациенты, особенно употреблявшие стимуляторы или героин, отличаются параноидной готовностью. При незначительных конфликтах им кажется, что окружающие плохо к ним относятся, придираются”, намеренно стараются вывести их из себя. Специалистам, осуществляющим реабилитацию и вторичную профилактику, приходится учитывать и пассивность детей, и их дезорганизованность, беспорядочность как результат и личностных особенностей, и нажитых навыков. Трудности работы специалистов многообразны. Нередко избыточная экспрессивность — форма не только несбалансированности нейрофизиологических процессов, но и выражение невоспитанности, поведенческих манер, приобретенных в неблагополучной семье, уличной компании. Такое же невежество мы видим и на уровне санитарногигиенических навыков этих детей.

Мера участия медиков во вторичной профилактике сохраняется на протяжении всего процесса реадаптации, постепенно уменьшаясь, а роль психологов и педагогов, социальных работников возрастает.

Ориентировочно можно определить несколько этапов реадаптации. Если оставить в стороне начало, когда многих детей нужно просто отмыть, одеть и накормить, то первый этап заключается в коллективной психотерапевтической работе в форме групповых занятий, бесед, дискуссий. Здесь снимаются настороженность, негативизм детей, они становятся доверчивее, понимают, что взрослые хотят им добра. В какойто степени круг сверстников сохраняет им чувство групповой защищенности.

Второй этап — индивидуальное корректирующее воздействие, которое успешно не только при условии доверия, но и открытости подростка. Если ребенок не расположен к индивидуальному контакту, то целесообразно не торопиться, а задержать его на уровне групповых занятий, т. е. на первом этапе. Не очень быстро, но обычно у всех детей появляется желание личного общения со взрослыми.

Поликлиники и больницы Казани