Накротическая зависимость у подростков…

Охлаждение и сопротивление

Отдаление растущего ребенка от семьи в какой-то степени нормально и может считаться симптомом не само по себе, а только в сочетании с другими признаками эмоционального расстройства, изменившего поведение. В утешение родителей можно сказать лишь, что такое охлаждение и сопротивление мнению родителей временно; очень важно терпение старших, чтобы не превратить трещины в пропасть. Именно в подростковом возрасте вероятен необратимый разрыв отношений детей и родителей. И, разумеется, полезна определенная педагогическая тактика, о чем будет сказано в главе 7.

Если конфликт в семье не выходит за пределы допустимого, в старшем пубертате дети начинают соглашаться с нормами родителей, хотя еще продолжают во внешнем рисунке поведения подражать сверстникам.

Одно из важнейших понятий, усваиваемых в группах, — иерархичность. Эта древняя структура сообщества, основанная на биологических качествах особи, характерная для всех животных, остается существенной и для человека несмотря на идеи гуманизма и демократии. Иерархичность не разумна, а инстинктивна, что прекрасно показано Д. Голдсмитом в Повелителе мух” и Н. Мейлером в Нагих и мертвых”. В русской литературе эта проблема, как ни странно, не ставилась, если не считать отдельные мысли Ф. М. Достоевского в Преступлении и наказании”. Есть некоторые фактические описания — Шинель” Н. В. Гоголя, ряд произведений А. П. Чехова, но без специального их осмысления они представляются исключительно в осуждающих тонах.

В своем психическом развитии индивид проходит определенные этапы. Нравственные основы к подростковому возрасту уже усвоены, хотя еще предметноконкретны и ограничены близким кругом людей. С расширением общения подростки узнают многообразные нормы поведения и жизненные ценности, у них развиваются альтруизм и понимание нравственных принципов межличностных отношений с чужими людьми. С началом пубертата интенсивно развивается эмоциональная жизнь, чувственная сфера расширяется, происходит углубление и нюансировка эмоций. Эмоциональное развитие ребенка на этом этапе делает его высокосенситивным, легко возникают психотравмы. Конкретное мышление обогащается способностью к мышлению абстрактному. Сперва приходит понимание смысла абстракций, к концу пубертата — способность оперировать абстрактными понятиями.